Логопедическая и дефектологическая диагностика детей крайне необходима, и чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными и эффективными может оказаться коррекция и компенсация речевых нарушений.
Диагностика у специалистов курса «Родная речь» предполагает обследование всех сторон речи ребёнка: связной речи, лексики, грамматики, фонетики и фонематических процессов. На консультации выявляются индивидуальные особенности развития речи (онтогенез) при различных речевых нарушениях. Даётся характеристика взаимовлиянию речи и личности ребёнка. Выясняются причины, механизмы, структура и симптоматика нарушения речи. Обследуется артикуляционная моторика и мелкая моторика рук, с которой напрямую связано развитие головного мозга. Определяются приёмы и методы преодоления нарушений речи при различных речевых патологиях.
Когда и зачем нужны занятия с логопедом и дефектологом?
Главная цель индивидуальных занятий на курсе «Родная речь» – совершенствование всей речи ребёнка.
Логопедические занятия необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда коррекционная работа даёт наилучшие результаты, ведь в 3-7 лет ребёнок наиболее восприимчив к педагогическому воздействию: это сензитивный, то есть наиболее благоприятный, соответствующий законам нормального развития ребёнка период для овладения родным языком. Поэтому за консультацией и помощью к логопеду целесообразно обращаться именно в это время, чтобы специалист по коррекции устной и письменной речи имел возможность плодотворно поработать и отправить ребёнка в 1 класс с необходимыми речевыми навыками.
Дефектологи приступают к коррекции речевых проблем с раннего возраста. Связана подобная «рассинхронизация» опять же с ведущим дефектом: если медики руководствуются принципом «НЕ НАВРЕДИ», то дефектологи следуют правилу «НЕ ОПОЗДАЙ». Коррекционные педагоги стараются начинать работу в тот момент, когда обнаружено расстройство. Чем раньше начнётся дефектологическая работа, тем легче компенсируется задержка в общем развитии.
Глобальными целями логопедического и дефектологического воздействия являются:
- развитие общей речевой активности
- накопление словаря
- развитие физического и речевого (фонематического) слуха
- развитие грамматической стороны речи
- обучение навыкам словообразования и словоизменения
- развитие артикуляционной моторики
- развитие связной речи
- коррекция произношения звуков
- заикание
- недоразвитие речи различного происхождения
- нарушения письменной речи, чтения – дислексия, дисграфия, дизорфография
- ринолалия, а также множество так называемых «сочетанных», смешанных дефектов, при которых симптоматика включает проявления различных нарушений.
В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач: развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление), формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки), формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки), профилактика нарушений письма и чтения.
Продолжительность занятий – 45 минут.
Частота занятий – 1 или 2 раза в неделю.
