Пальчиковые игры
Развитие движений кисти и пальцев рук
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.
Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией – курс “Краски Детства”) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.)
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Апельсин
Мы делили апельсин, (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один:
Эта долька – для ежа, (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти)
Дом
Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат –
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)
Гости
К Кате гости прибежали, (бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора, (соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна, (большой и средний)
Рад Серёжа, (большой и безымянный)
Рад Снежана! (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок? (2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!
Горшок
Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки. (загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять, (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки, (загибать пальчики, начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.
Ёжик
(У малыша в руках резиновый колючий ёжик)
Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки? (малыш катает ёжика ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку, (малыш катает ёжика по животику)
Шалуну зайчишке починить штанишки, (катаем по ножкам)
Фыркнул ёжик – отойдите
И не плачьте, не просите! (катаем по полу)
Если дам иголки – съедят меня волки!!! (ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)
Замок
На двери висит замок… (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)
Капуста
Мы капусту рубим, рубим, (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём, (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим, (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём, (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.
Комар
Летит муха вокруг уха, жжж… (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс… (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб – оп! (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его – хлоп! (ладошкой до лба)
И к уху, зззз… (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим! (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
Котик
(Выполнять действия по смыслу)
Котик лапкой умывается,
Видно, в гости собирается!
Вымыл носик. Вымыл ротик. Вымыл ухо. Вытер сухо.
Котёнок
Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках – острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)
Курочка
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, (хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки – жёлтые цыплятки. (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите, (загребаем ручками)
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка, (показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце! (показываем как черпаем воду и пьём)
Ладошки
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
Листья
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат:
(руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик… (шаркаем ладонью об ладонь)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат:
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик… (шаркаем ножками)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат:
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик… (указательные пальцы шаркают друг об друга)
Лужок
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зелёный на лужок
Приходи и ты, дружок! (сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями)
Моя семья
Этот пальчик – дедушка, (разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)
Этот пальчик –бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я!
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)
Ножки
Нарядили ножки (поочерёдно поглаживать одной рукой другую)
В новые сапожки.
Вы шагайте, ножки, (шагать пальчиками по столу)
Прямо по дорожке.
Вы шагайте – топайте, (постукивать пальчиками)
По лужам не шлёпайте, (погрозить пальчиком)
В грязь не заходите,
Сапожки не рвите.
Прогулка
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять! (указательным и средними пальчиками “идем” по столу)
Бабу снежную слепили, (катаем ручками “комок”)
Птичек крошками кормили, (“кормим птичек “)
С горки мы потом катались, (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись! (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Суп поели, (“едим суп”)
Спать легли. (ладошки под щечку)
Пчёлы
Вот улей, (показываем кулачек)
Здесь живут пчелы.
Вот они показались из домика,
(поочередно отгибаем пальчики)
Одна, две, три, четыре, пять!
З-з-з-з-з-з…..” (щекочем ребенка)
Рыбка
Рыбка в озере живёт,
Рыбка в озере плывёт. (ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг (ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх! (ладошки соединить у основания и так похлопать)
Сапожник
(Имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди:
пальцы одной руки держат гвозди, другой – молоток)
Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости!
Снежок
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили (лепить,меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий. (показывают круг, гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим, (“подбросить”,посмотреть вверх)
Два – поймаем. (” ловят”, приседают)
Три – уроним (встают, “роняют”)
И … сломаем! (топают)
Солнышко
Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх)
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз)
Хорошо-хорошо солнышку живётся, (делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся! (хлопаем в ладоши)
Счёт
Один, два, три, четыре, пять –
(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два, три, четыре, пять –
(зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!
Тесто
Тесто мы месили (сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили (ладошки лепят)
Шлёп, шлёп,
Шлёп, шлёп,
Слепим мы большой пирог! (разводим руки)
Хозяйка
Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу)
В миску молока налью, (наливаем молоко)
Положу туда крупу (насыпать крупу)
И поставлю на плиту. (поставить на плиту)
Будет каша хороша! (хлопать в ладоши)
Кушай, кукла, не спеша. (пригрозить пальчиком)
Червячки
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять!
(ручки лежат на столе, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики)
Вдруг, ворона выбегает, (пальчики “бегут” по столу)
Каркает: “Вот и обед!” (указательный и большой пальчики “каркают”)
Глядь, (разводим ручками)
А червячков уж нет! (сжимаем пальчики в кулачки).
Черепаха
Шла по полю черепаха (идем пальчиками)
И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)
Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь! (отрицание –указательным пальцем)