Определение способностей ребёнка
Определение способностей ребенка к различным видам деятельности
Уважаемые папы и мамы, знаете ли вы своего ребенка? Странный вопрос, скажете вы. Задумайтесь, что действительно Вы знаете о своем ребенке, какие качества определяют успех его обучения.
Известно, что каждый ребенок талантлив. Но как выявить его личную одаренность? В какой области ваши дети чувствуют себя наиболее комфортно?
Информация, полученная в ходе теста, поможет выяснить, к каким видам деятельности предрасположен ребенок. Необходимо знать: талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни». Поэтому, чтобы отследить динамику развития способностей ребенка, диагностику следует повторять неоднократно.
Итак, ребенок имеет очевидные технические способности, если он:
- интересуется самыми разными механизмами и машинами;
- любит конструировать модели, приборы;
- сам выясняет причины неисправностей механизмов или аппаратуры, любит устранять поломки или сбои в работе механизмов;
- может (или пытается) чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находить оригинальные решения;
- любит и умеет рисовать, «видит» чертежи и эскизы механизмов;
- интересуется специальной, возможно, даже «взрослой» технической литературой.
- любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
- если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;
- сочиняет свои собственные мелодии;
- научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
- обладает явно выраженной способностью к пониманию и использованию абстрактных понятий, к обобщениям;
- умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
- любит читать или смотреть детскую техническую литературу (или даже научно-популярные книги), опережая в этом своих сверстников;
- часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
- не унывает, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;
- стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
- с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
- с удивляющей легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
- пластичен и открыт всему новому;
- любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новый учебный материал;
- задает очень много продуманных» оправданных ситуацией вопросов;
- любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;
- обгоняет своих сверстников учебе, причем не обязательно является отличником, часто жалуется, что на официальных занятия ему скучно;
- гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. д.);
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
- очень энергичен и все время хочет двигаться;
- смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;
- почти всегда выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
- неизвестно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
- лучше многих других сверстников физически развит, двигается легко, пластично, грациозно;
- предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
- кажется, он никогда всерьез не устает;
- неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.
- рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
- любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
- выбирает в своих устных и письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния, переживания и чувства героев сюжета;
- изображает персонажей своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
- любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
- не находя слов или «захлебываясь», прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;
- в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
- серьезно относится к искусству, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства;
- когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
- стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение — украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
- не робеет высказать собственное мнение о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
Ребенок имеет музыкальный талант, если он:
У ребенка способности к научной работе, если он:
Артистический талант проявится у ребенка, если он:
У ребенка незаурядный интеллект, если он:
У ребенка спортивный талант, если он:
У ребенка литературный дар, если он:
Художественные способности ребенка проявятся в том случае, если он:
По материалам методического пособия «Маленьким детям о больших профессиях» (авт. Лях В.В., Ревтович Н.М., Данченко Н.Г.)